Политика, Философский словарь

Политика, Философский словарьПолитика.

(греч. politike — искусство управления государством) — деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром к-рой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. Как сфера общественной жизни П. включает также политические идеи и соответствующие им учреждения. Отношения между классами, а следовательно, и выражающая их коренные интересы П. вытекают из их экономического положения. П. является надстройкой над экономическим базисом. Вместе с тем она оказывает активное воздействие на экономику и др. стороны об-ва. Анализ взаимосвязи экономики и П. дает ключ к пониманию объективной социальной сущности и роли П. любого класса. Чтобы П. могла быть преобразующей силой, она должна правильно отражать потребности развития материальной жизни об-ва. П. реакционных классов тормозит поступательное развитие об-ва, ибо строится вопреки его объективным потребностям. На учете таких потребностей строится проводимая в нашей стране П. перестройки, направленная на решительную ломку командно-административной системы, на обновление социализма, придание ему демократического и гуманного облика. Это научно обоснованная П., опирающаяся на знание законов общественного развития и использующая их в интересах об-ва. Внешняя П. имеет цель обеспечить мир и международную безопасность, развивать международное сотрудничество, способствовать прогрессу цивилизации, утверждению в международных отношениях принципов нового политического мышления, основанного на признании целостности совр. мира и приоритета общечеловеческих ценностей.

(греч. politika – государственные и общественные дела) – сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. П. как особая форма социальной деятельности возникает вместе с государством и той иерархической системой власти, которая призвана обеспечить в обществе гражданский порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения. Государство, возвысившись над обществом в качестве органа легитимной власти, способной противостоять внешней агрессии и заставлять всех граждан соблюдать законы и не нарушать норм общественной морали, обрело таким образом специфический вид деятельности П. В античной Греции основной формой социально-экономической и политической организации общества был полис (polis) или город-государство. Государственные и общественные дела в полисе назывались “П.”. В “Диалогах” Платон приводит взгляд Сократа на П. как на “искусство управления людьми”. Позднее Аристотель видел задачу П. в обеспечении “высшего блага” граждан полиса. Согласно Аристотелю, П. должна выполнять нравственно-воспитательную роль и содействовать государству в достижении общего блага и справедливости. Понятие справедливости у него связано с представлением о государстве и праве, которое является “мерилом справедливости” и “регулирующей нормой политического общения”. Государство у Аристотеля является “своего рода общением… Это общение и называется государством или общением политическим”. С одной стороны, П. мыслится Аристотелем как наука, которая должна исследовать наилучший вид государственного устройства (politeia), с другой стороны П. – это разумное государственное управление во имя всеобщего блага, направленное на обуздание политическими средствами неподвластных индивидам страстей. Искусство познания справедливости свойственно, по Аристотелю, лишь одаренным личностям, которые превосходят своих сограждан умом, добродетелями и моральными качествами и поэтому вправе управлять государством. В древнем Китае Конфуций обосновал этико-политическое учение, согласно которому идеальный по своим взглядам правитель добр и справедлив к народу и почтителен к старшим. Важное место в его учении занимает закон об идеальных отношениях между людьми в семье, государстве и обществе. Конфуций был сторонником строгого и иерархического разделения обязанностей между членами общества, образцом которого является семья. Правительство должно быть правительством, а подданные – подданными, отец – отцом, а сын – сыном. Таким образом, идеальный правитель в государстве является отцом для своих подданных и заботится об их благосостоянии. Другое направление политической мысли древнего Китая – “легизм”, развивалось в борьбе с ранним конфуцианством. Легисты разводили П. и мораль, считая их несовместимыми. Правителю достаточно хорошо знать психологию людей и в своем правлении сочетать методы поощрения и наказания своих подданных. Государство не обязано блюсти интересы подданных, а народ для правителя является средством достижения политических целей (укрепление личной власти и завоевание чужих земель). Чем слабее и бесправнее народ, тем сильнее государство. В эпоху средневековья в Европе на развитие политической мысли оказало существенное влияние учение Августина о “двух градах”: “божьем” и “земном”. В “земном граде”, т.е. человеческом обществе, господствуют пороки, насилие и разврат, поэтому спасение человека лежит через приобщение к “граду божьему”. Фома Аквинский признавал божественную природу государственной власти и считал, что она должна подчиняться духовной. Поэтому П. государства, по Аквинату, должна строиться на положениях религии. Крупнейшим политическим мыслителем и политическим деятелем в позднее средневековье в Европе стал Маккиавелли. Его произведение “Государь” представляет собой взгляд на нового правителя, цель которого заключаете я в создании мощного единого национального государства. Маккиавелли стремится осмыслить деятельность государя сквозь призму моральных норм в раздробленной на части феодальной Италии. Однако ряд его высказываний о моральных качествах государя, необходимых для сохранения власти и укрепления его авторитета у подданных многими до сих пор понимаются в прямом смысле. Он прекрасно понимал, что в любом человеке присутствуют и дурные и добрые стороны: жесткость и милосердие, честность и вероломство, смелость и трусость и т.д. Поэтому идеальный государь должен сочетать в себе все лучшие качества. Вместе с тем, в его поведении обязательно должны присутствовать хитрость и сила, которые позволят ему сохранить жизнь и благосклонность подданных. Государь обязан действовать исходя из обстоятельств: “Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие дать обещание. Такой совет был бы недостоин, если бы люди честно держали слово, но, люди, будучи дурны, слово не держат, поэтому и ты должен поступать так же”. Заслугой Маккиавелли было выделение П. в самостоятельную науку. П., по Маккиавелли, – есть символ веры человека и, поэтому, она должна занимать доминирующее положение в мировоззрении. В 20 в. представители различных направлений социальной науки (социологии, философии, психологии и др.) пытались осмыслить феномен П. “П.”, – писал М. Вебер, – означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает”. Поэтому, кто занимается П., тот стремится к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти “ради нее самой”. Юнг полагал, что П. возникает на этапе развития коллективного бессознательного и индивидуальной психики как вид сознательного конфликта и сознательной гармонии. Условиями ее возникновения являются самосознание группы и ее сознательное отделение от другой группы (на основе разделения тотемов и табу), осознание себя в качестве члена определенной группы, различие между правителями и управляемыми, признание законной власти, сознательное использование силы и системы нормативных требований. В современных политических теориях П. так же связывается с отношениями по поводу власти. Так, Бюрдо считае политическим “любой факт, действие или ситуацию, если они выражают существующие в социальной группе отношения власти и подчинения для достижения общей цели”. Д. Истон, Арон, Р. Далл рассматривают П. в контексте политической системы, как средство реализации властных решений. Таким образом, всякая власть отражает характер социально-политических отношений, складывающихся между власть имущими и подданными. Поэтому П. как средство осуществления властных решений зависит от формы государственной власти. В ней находят свое отражение политические взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для существующей системы власти. Соответственно П., в зависимости от формы и методов осуществления власти, может быть авторитарной и демократической. П. как особый вид государственной деятельности формируется и осуществляется соответствующими государственными структурами (парламент, президент, премьер-министр и т.д.). Нельзя отрицать влияния на государственную П. индивидуально-психологических, моральных и волевых качеств главы государства, его политических взглядов и подходов к решению социально-экономических проблем, так же как и различного отношения к П. со стороны политических партий, движений, групп, индивидов и общества в целом. В совокупности взаимодействие всех названных выше субъектов политических отношений по оказанию влияния на принимаемые властью решения и их выполнение и представляет собой реальный политический процесс. П. государства подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя П. представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений и направлена на решение внешнеполитических проблем. Особенностью современного политического развития является расширение взаимного сотрудничества государств с целью решения политических, экономических, экологических и других проблем глобального характера. Процесс экономической интеграции государств Западной Европы свидетельствует о координации их усилий в области работы экономической, финансовой, миграционной и иных видов П., призванных содействовать устойчивому экономическому развитию и повышению уровня и качества жизни населения. Таким образом, внешняя П. является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего развития. Внутренняя П. включает в себя ряд направлений деятельности государства по организации и регулированию общественных отношений в экономике, социальной и культурной сферах, в науке и т.д. Эти виды деятельности также могут быть охарактеризованы как П.

(греч.-искусство управления государством) – особая сфера жизнедеятельности людей, связанная .с отношениями между социальными субъектами (индивидами, группами, классами, нациями, государствами) по поводу власти, ее распределения и сохранения с целью реализации наиболее общественно значимых запросов и потребностей. Политические отношения формируются внутри политической системы, которая взаимодействует с другими системами общества – экономической, социальной, культурной (духовной). Это взаимодействие имеет двойственный характер: с одной стороны, политические процессы обусловливаются экономическими, идеологическими, социальными, культурными факторами, а с другой – сама политика также оказывает на них большое влияние. Цель политики – примирять и совмещать и интересы (часто – противоположные) всех социальных субъектов ради обеспечения устойчивого равновесия общества как специфической целостности, ради достижения наибольшей социальной справедливости при наличных конкретно-исторических условиях.

— сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политическая надстройка (политическая идеология, государство, партии) возникает с разделением общества на классы на основе экономического базиса общества. Политика “есть самое концентрированное выражение экономики” (В.И.Ленин). Вместе с тем политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества…

Если согласиться с тем, что политика – “концентрированное выражение экономики”, то становится достаточно очевидной недопустимость выдвижения экономических требований на различных незапланированных мероприятиях (демонстрациях, пикетах, конференциях и т.п.) без политических, как это делают, например, профсоюзы или горняки. Выдвижение экономических требований без политических является либо полным непониманием взаимосвязи явлений, либо сознательной дезинформацией народа и наглядным примером действия “с точностью до наоборот”. Результат и в том и другом случае будет примерно один и тот же, хотя перспективы и прогнозы развития событий просматриваются различные: если мы имеем дело с дураками, то их ошибки, вероятно, еще можно исправить, если с подлецами, то пути достижения цели будут совсем другие, так как это не ошибки.

Очевидно, что при рыночной и ей подобной экономике требования со стороны народа к правительству могут быть только политическими, так как вопросами благосостояния народа должен заниматься рынок – сам народ. Государство при этом имеет право вмешиваться в экономику, лишь по приказу народа, то есть после политического давления, а так его основная цель – контролировать соблюдение членами общества и чиновниками установленных в данном обществе законов. В настоящее время, если перефразировать классиков, и политика и экономика становятся концентрированным выражением экологии. Хотя политики пока еще считают, что экология является одним из инструментов достижения политических целей, и, как ни странно, она эту функцию выполняет.

(греч – государственные, общественные дела) – сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями между людьми по поводу установления, функционирования и изменения власти в обществе. П. органично связана с осуществлением власти, и потому определение понятия П. прямо зависит от понимания сущности власти.

Возникновение термина “П.” обычно связывают с названием труда Аристотеля, обобщившего древнегреческие представления о П. Определяя П. как вид общения, Аристотель замечает, что общение имеет в виду некое благо, а общение, объемлющее все прочие виды общения и называемое государственным, или политическим, имеет в виду высшее благо. Основой государственной власти оказывается иерархия благ, всякое общение людей является политическим, поскольку оно связано с высшим, всеобъемлющим общением, т. е. – с государством. Государство, причастное делу поддержания и сохранения иерархии благ само становится благом. Несмотря на все изменения в понимании высшего блага традиция определения П. как учения о государстве господствовала со времен Аристотеля по крайней мере до XVIII в. причем причиной ее господства выступало то обстоятельство, что вплоть до того времени государство оставалось единственным источником власти в обществе.

Перераспределение власти, связанное со становлением индустриального общества и завершившееся в XVIII – XIX вв., привело к пересмотру представлений о П. Органическая целостность государства, уподобляемого произведению искусства, отныне воспринимается как высшее благо, и задачей теории П., начиная с учений о государстве и праве И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля, становится определение условий, при которых возможно создание и поддержание органической целостности государства или социальной группы. Одним из следствий такого понимания П. становится ее сближение с искусством (К. Я. Буркхардт, Ф. Ницше и др.), а другим – различение П. и теории государства, П. и учения о власти. Так, например, в 20 – 30-е гг. XX в. К. Шмитт создает теорию политического, в которой понятие П. связано с проведением экзистенционального различения друга и врага. Шмитт полагал, что для создания органически целостной общности людей необходимо противопоставить ей врага, причем, с т. зр. Шмитта, это – единственный способ создания целостного государства (или целостной социальной группы) и, следовательно, предмет П. Теория Шмитта, вкупе с ее политическими предпосылками и последствиями, не раз подвергалась критике, но и по сей день такого рода взгляды широко используются в практической П. в целях создания не столько целостных, сколько однородных групп.

Но важнейшим теоретическим следствием всех учений о способах создания органически целостного объединения людей стало разграничение П. и науки о государстве. Современные теории власти (М. Фуко, П. Бурдье и др.) фиксируют сложность отношений власти в обществе; власть предстает многосторонним отношением, а источников у власти много. Это изменение представлений о власти приводит к рождению теорий микрополитики (Д. Купер, Ж. Делез, Ф. Гваттари и др.), предполагающих необходимость рассмотрения П. на уровне микрогрупп. Зависимость макрополитики от микрополитики рассматривалась и ранее; идеи, схожие с современной микрополитикой можно обнаружить у некоторых авторов эпохи романтизма, а в XX в. следует упомянуть теории В. Райха, связывавшего неудачу социалистических преобразований в СССР с сохранением авторитарно-патриархальной семьи. Микрополитическая революция, суть которой, по мнению Д. Купера, состоит в создании деиерархизированных микрогрупп, должна готовить почву для глобальных изменений. Современная теория П. представляет собой теорию социального конструирования, целью которого оказывается создание сбалансированного общества.

— совокупность концепций, идей, теорий, взглядов, используемых в управлении государством. Политика отражает интересы класса, стоящего у власти. Различают политику общую и профилированную: экономическую, аграрную, технологическую, инвестиционную, финансовую, социальную, военную, структурную и пр.

(греч. “poliz”, “город”, “государство”) – в широком смысле то же, что Политическое. Аристотель определил политику как “высшую форму общественного бытия людей”.

Копирование материалов приветствуется при простановке активной гиперссылки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *